В Северомуйском железнодорожном тоннеле с начала года со сводов очищено более 30 кубометров сосулек.
Северомуйский тоннель среди всех тоннелей России расположен в самых сложных климатических и гидрогеологических условиях и имеет уникальную конструкцию, что определяет особые условия его содержания. На всем протяжении тоннель систематически осматривается специалистами на предмет появления сосулек и наледей. Во время коротких технологических перерывов в движении поездов («окон»), объединенные бригады путейцев и энергетиков заезжают в тоннель на автодрезине, оборудованной подъемной площадкой, и сбивают ледяные наросты.
- В среднем за «окно» удается очистить от 1 до 5 кубометров сосулек, - отмечает заместитель начальника Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей ВСЖД Дмитрий Севостьянов. – Порой приходится заказывать три, а то и четыре «окна» в неделю, для того чтобы обеспечить безопасный пропуск поездов по тоннелю.
В течение года температура в тоннеле колеблется в диапазоне от 0 до +10 градусов. Тоннель оборудован автоматическими воротами, которые открываются при приближении поезда, а потом закрываются. В зимний период, при устойчивой отрицательной температуре, поезд заносит с собой в тоннель волну холодного воздуха. У порталов, где установлены мощные устройства тепловентиляции, проблем с сосульками нет, но в середине тоннеля холодные воздушные массы, соприкасаясь со сводом тоннеля и металлическими частями обделки и устройств электроснабжения, в местах течей и капежа по трещинам и швам вызывают появление льда.
СПРАВКА
Северомуйский тоннель – самый большой тоннель в России протяженностью более 15 километров. Это уникальное инженерное сооружение по многим показателям проектирования и строительства (40,5 километров горных выработок, 1,5 миллиона кубометров вынутого грунта, 700 тысяч кубометров монолитного бетона, 55 тысяч смонтированных чугунных тюбингов и 70 тысяч тонн металлопроката). Сейсмичность района 9 баллов. Тоннель сдан в эксплуатацию в декабре 2003 года.
Роман Ринчинов