Можно ли выжить зимой в районе, приравненном к крайнему северу, без отопления и водоснабжения? Возможно, скоро северобайкальцы смогут на себе испытать такой экстрим – и – вполне достоверно ответить на этот вопрос. А все благодаря одной хитрой «игрушке»...
Похоже, матрешку придумали не японцы, не русские – ее придумали северобайкальские коммунальщики. Причем матрёшку не деревянную, красиво расписанную старательными мастерами-живописцами, а кругленькую финансовую схему, плотно закутанную долгами перед теплоснабжающей организацией и «украшенную» судебными разбирательствами. Стоит только заняться распутыванием всей этой красоты, как неожиданно «матрешка» лопается (банкротится) и на её месте появляется новая красивая контора, которая постепенно следует примеру своей предшественницы.
Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве Северобайкальска на сегодняшний день максимально обострилась. Неизвестно, начнется ли отопительный сезон вообще.
Еще в начале августа, когда Президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну доложили, что готовность муниципалитета к зиме составляет лишь 5%, тот взорвался: - Мы же видим, что происходит! Обкрадывают налоговую инспекцию, создавая задолженность. А потом спокойненько банкротят. Схема воровства отработана донельзя. И у нас еще никого не посадили за это! Как только одного посадим, все прекратится сразу.
Действительно, нет ничего проще, чем в течение года собирать коммунальные платежи с жителей, создать громадную задолженность перед теплоснабжающей организацией, затем благополучно обанкротиться. А к началу следующего отопительного сезона создать очередные «Рога и копыта», подписать очередной договор с Дирекцией тепловодоснабжения ВСЖД и вот, впереди еще целый год беззаботной жизни. За примером далеко ходить не надо: наработав 14 миллионов дебиторской задолженности в 2008 году и обанкротившись МУП «Теплогенерация» в прежнем составе начала работу в следующем отопительном сезоне 2008-2009 под названием … «Теплогенерация-плюс» и наработала еще более 20 миллионов.
Прошло полмесяца после разбора у Президента Бурятии. И складывается ощущение, что в городе мало кого волнует решение этого вопроса. Например, при текущей задолженности муниципалов перед железнодорожниками в объеме более 90 миллионов рублей не произведен ремонт котлов и оборудования на центральной котельной Северобайкальска, не закуплен уголь.
Примечательно, что собираемость платежей с населения составляет более 97 процентов. А задолженность перед ДТВ превышает 90 миллионов. Ежемесячно котельная вырабатывает тепла на сумму более чем 14 миллионов. Так что текущая задолженность могла скопиться лишь в том случае, если бы, например, в течение шести месяцев коммунальщики просто нагло не оплачивали услуги теплоснабжающей организации, а платежи населения использовали по своему усмотрению, Можно предположить, что так оно и происходило.
- Железнодорожники никуда не денутся, - наверняка думают коммунальщики. – Наше законодательство не позволит им не включить котлы и не подать теплоисточник в системы отопления, а нам позволит «нагулять жирок», обанкротиться в следующем году и снова начать «работать». Достаточно лишь сменить табличку над входом.
Вместо честного и справедливого решения вопроса о возврате долга МП «Теплогенерация-плюс» подает в арбитраж заявление о банкротстве. Похоже, с одной лишь целью – не платить по счетам. Несомненно, такая поспешная процедура нацелена на скорейшую ликвидацию данного предприятия, поскольку предварительно все его имущество было изъято, денег на счетах нет. Такие, с позволения сказать, «хитроумные методы» работы по накоплению задолженности с последующим ее списанием через процедуру банкротства неоднократно применялись в Северобайкальске и ранее.
Тем временем, оборудование центральной котельной постепенно изнашивается, выходит из строя. Так, прогорела труба, две топки котлов вышли из строя, в ожидании запчастей остановились бульдозеры, на котельной сегодня имеется всего лишь двухнедельный запас угля.
В текущем году ситуация как никогда близка к критической. Дирекция по тепловодоснабжению ВСЖД направила тревожные письма президенту Бурятии, председателю Народного Хурала, в главное управление МЧС по Республике Бурятии о физической невозможности начала отопительного сезона 2010-2011 годов. При непринятии эффективных мер местной властью ДТВ ВСЖД вынуждена будет выходить на Сибирский федеральный округ и так далее.
Возникает извечный российский вопрос: кто виноват и что делать? Формально администрация города в стороне – коммунальные предприятия самостоятельные хозяйствующие субъекты. Но тогда зачем вообще существует муниципальная власть? Разве не её святая обязанность думать о благе избирателей? Можно, конечно, разводить руками и сетовать на коммунальщиков, а можно искать рычаги воздействия. Наверное, вплоть до возбуждения уголовных дел, как об этом «мягко» намекнул Президент Бурятии.
К сожалению, многие руководители в регионах по-прежнему живут нормами и принципами советской эпохи, когда железная дорога всегда безвозмездно помогала, а порой в буквальном смысле спасала их из кризисных ситуаций. Сегодня эти номера не пройдут – Россия уже давно встала на рыночные рельсы, соответственно, и «правила игры» несколько изменились. Почему Восточно-Сибирская железная дорога, соблюдая все условия по договорам теплоснабжения: обеспечивая город питьевой водой в размерах установленных лимитов, принимая сточные воды, отпуская горячую воду и тепловую энергию, как указано в договоре – не больше и не меньше, ежемесячно недополучает за выполненные работы огромные денежные средства?.. Так до бесконечности продолжаться не может – всему есть свои пределы. В том числе и долготерпению железнодорожников.
Verhneudinsk.ru
Роман Ринчинов
Пресс-служба ВСЖД