Дмитрий Медведев провёл совещание с полномочными представителями Президента в федеральных округах по ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с началом отопительного сезона.
Глава государства поручил полпредам взять под контроль ситуацию в тех регионах, где зафиксированы низкие показатели готовности объектов ЖКХ к зимнему периоду.
Отдельно обсуждались нарушения законодательства в сфере управления многоквартирными домами, а также вопросы энергосбережения и энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!
Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы проанализировать ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с наступлением зимнего периода и с общей работой, которая в этом направлении ведётся.
Для России из-за ситуации с особенностями нашего климата, к сожалению, эти вопросы всегда актуальны. Они касаются и благоустройства территорий, и состояния жилищного фонда, котельных, энергетических, тепловых, водопроводных сетей, создания запасов топлива, контроля за уровнем тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве и, конечно, услуг ЖКХ и качества этих услуг, прежде всего. Поэтому разговор на эту тему, к сожалению, всегда актуален. И первое, о чём я предлагаю поговорить, – это готовность к отопительному сезону.
Я на прошлой неделе был в Подмосковье, в Звенигороде, встречался с главами муниципальных образований Московской области (это скорее для того, чтобы почувствовать «нерв» самой проблемы), подробно обсуждал с ними эти вопросы с муниципального уровня, потому что, естественно, проблемы муниципалитетов в целом по стране где-то близкие.
Работа в Подмосковье идёт в плановом режиме, и в целом по стране готовность достаточно высокая, но есть проблемные регионы. И, чтобы наше совещание не было просто общими разговорами, я прямо сейчас их назову, а все присутствующие здесь полномочные представители должны взять это на заметку и работать с губернаторами и главами соответствующих муниципальных образований, если это потребуется.
По данным Минрегиона, наиболее низкие показатели по готовности жилищно-коммунального хозяйства наблюдаются по целому ряду направлений, в частности по готовности самого жилищного фонда – в Республиках Карачаево-Черкесии и Чувашии, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Новосибирской и Ростовской областях; по готовности котельных – в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Самарской и Тульской областях, Еврейской автономной области; по готовности тепловых сетей – в Дагестане, на Камчатке, в Волгоградской, Калининградской, Липецкой, Ярославской областях.
Замена ветхих и аварийных тепловых сетей запаздывает в том же самом Дагестане, в Тыве, на Камчатке, в Волгоградской, Тульской областях, Еврейской автономной области.
Низкие показатели подготовки водопроводных сетей – в Ингушетии, в Хабаровском крае, в Волгоградской, Калужской и Магаданской областях, в Еврейской автономной области.
Недостаточные темпы завоза угля – в Алтайском крае, Вологодской, Ивановской, Сахалинской и Тульской областях и тоже в Еврейской автономной области.
Низкие темпы завоза жидкого топлива – в Вологодской, Волгоградской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской областях.
В ряде регионов мало выделяется средств на создание аварийных запасов материально-технических ресурсов, имеется в виду Алтай, Ингушетия и Хакасия, Брянская область.
В связи со сказанным я поручаю полпредам взять ситуацию на контроль, проанализировать положение дел в этих субъектах Федерации и вместе с министрами Правительства разобраться в каждой из конкретных ситуаций, по каждому вопросу.
Но главное не только разобраться (разбираться всегда есть кому) – нужно отрегулировать эту ситуацию. Надо добиться не только принятия положительных решений, но и того, чтобы эти решения были исполнены в каждом из названных мною субъектов Федерации.
Ещё одна тема для обсуждения – работа управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Тема тоже весьма резонансная. Я говорил несколько дней назад и хотел бы ещё раз сказать – здесь по-прежнему большие проблемы. И в целом ряде регионов губернаторы ко мне подходили и показывали доказательства мошенничества со средствами жилищных платежей, преднамеренного банкротства управляющих компаний.
«В целом по стране готовность [к зиме] достаточно высокая, но есть проблемные регионы. Чтобы наше совещание не было просто общими разговорами, я прямо сейчас их назову, а все полномочные представители должны взять это на заметку».
Я не так давно встречался на эту тему с Генеральным прокурором [Юрием Чайкой]. Он доложил мне, что начиная с марта этого года возбуждено уже 250 дел по управляющим компаниям и по другим случаям, связанным с нарушениями в жилищно-коммунальной сфере. Полпреды должны тоже включиться в эти процессы и посмотреть, как обстоят дела.
В ряде случаев, может быть, и по отдельным управляющим компаниям помимо мер прокурорского воздействия посмотреть вопрос по судебной ответственности, привлечению тех или иных компаний к ответу за нарушения, которые были сделаны.
К сожалению, хочется сказать о том, что ситуация меняется, но многие управляющие компании и товарищества на практике просто не представляют жильцам всей полноты информации о своей деятельности, просто не раскрывают, из чего состоит цена, как формируется тариф на жилищные услуги.
Люди жалуются, что тарифы растут, а качество услуг, естественно, остаётся прежним. Поэтому необходимо сделать так, чтобы механизм государственного жилищного надзора начал реально работать, причём, естественно, начал работать в интересах обычных граждан.
У нас Федеральным законом от 18 июля 2011 года введено понятие государственного жилищного надзора (напоминаю присутствующим), который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Федерации, а предметом проверки является соблюдение и органами государственной власти, и теми же самыми управляющими компаниями, вообще любыми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, которые касаются самых разных вопросов жилищного хозяйства включая управление многоквартирными домами.
«Нужно добиваться, чтобы граждане платили и соответственно получали начисления платежей строго по нормативам реального потребления, а не в отрыве от него».
Ещё одна тема, тоже весьма сложная, которая, конечно, не решается за несколько месяцев, – это вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности. На сегодняшний день в субъектах Федерации утверждены соответствующие региональные и муниципальные программы. Их реализация позволит сократить затраты граждан на услуги ЖКХ. Но эти программы должны исполняться. И конечно, нужно активизировать ту работу, которая уже ведётся по установке приборов учёта воды, тепловой энергии, электроэнергии.
Разумеется, нужно добиваться и того, чтобы граждане платили и соответственно получали начисления платежей строго по нормативам реального потребления, а не в отрыве от него.
Давайте начнём работать. У нас здесь приглашённые министры: Министр регионального развития [Виктор Басаргин], Министр энергетики [Сергей Шматко]. Давайте начнём.