Канадские ученые смогли объяснить причину феномена, когда 13-летняя девочка из Хорватии после травмы вдруг забыла свой родной язык и стала говорить только по-немецки.
Немецкий язык, который юная хорватка изучала в школе, а также дома с помощью просмотра телепрограмм, – вот и все, что осталось у нее для общения с родными и друзьями после 24-часовой комы, так как говорить на хорватском она больше не может.
По мнению нейролингвиста Мишеля Паради из Университета МакГилл в Монреале, Канада, этому явлению есть научное объяснение, сообщает Discovery News. Существует расстройство речи, называемое двуязычной (билингвальной) афазией, при которой люди могут забыть один из двух языков, потому что за их запоминание отвечают разные отделы головного мозга. Скорее всего, травма, которая произошла у этой девочки, затронула только ту мозговую область, которая отвечала за ее родной язык, в то время как отдел, связанный с немецким языком, остался нетронутым. По мнению М.Паради, предположения о том, что девочка стала говорить по-немецки более бегло, чем до произошедшей с ней трагедии, не более чем вымысел.
Говоря о двуязычной афазии, он поясняет, что изучать родной и иностранный язык помогают разные типы памяти. Для мозга ребенка, который только учится говорить, речь – это такой же навык, как ходьба, прыжки и прочие моторные навыки. Эти способности относятся к процедурной (имплицитной) памяти, которая позволяет нам действовать автоматически, не задумываясь. Иная картина наблюдается, когда подросший ребенок или взрослый изучает иностранный язык. Тогда в работу включается декларативная (или эксплицитная) память, с помощью которой мы изучаем математику, историю, географию, учим правила и запоминаем факты. Лишь спустя годы или десятилетия после появления языковой беглости, некоторые знания переходят в область подсознательной процедурной памяти. У детей, растущих в многоязычной среде, на уровне подсознания откладываются сразу несколько языков.
Области мозга, отвечающие за каждый вид памяти, расположены в отдалении друг от друга, поэтому локальное повреждение, опухоль или отек, как в случае с хорватской девочкой, могут стереть из памяти человека один язык, не затронув другой. М.Паради предполагает, что спустя несколько недель или месяцев, когда отек сойдет, родная речь вернется, как бывает всегда в подобных случаях.
Этот случай подтолкнул ученых из Калифорнийского университета в Сан-Диего, США, к идее изучить языковые процессы в разных отделах мозга с помощью технологий, основанных на работе магнитного поля.