Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных
1Кор.14:1

...греки, вложившие в такое множество слов так мало мыслей. /Ф. Вольтер/

Таурин -чудесная молекула

15.11.2023

А еще «эликсир  молодости» и одна из  самых недооцененных аминокислот на свете

Таурин образовано от латинского  «taurus» – «бык»

Именно в бычьей желчи он был обнаружен  в 1827 году известным немецкими химиками и физиологами Леопольдом Гмелиным и Фридрихом  Тидеманом. Долгое время таурин научное сообщество не интересовал. О нем вспомнили лишь в 1969 году, когда американский нейрофизиолог  Джон Олни исследовал «синдром китайского ресторана», пытаясь понять, почему любители восточной кухни часто страдают от мигрени. Оказалось, во всем виноват такой популярный ингредиент, как глутамат натрия, который придает блюдам вкус умами. Речь идет не о натуральном глутамате,  а об искусственном, известном, как Е621. Ученые обнаружили, что в больших количествах он обладает токсическим воздействием на мозг и нервы. Проводя эксперименты на животных, Олни заметил, что глутамат почти не поражает ткани, где много таурина, например сетчатку. Так Олни предположил, что таурин — важный цитопротектор, то есть защитник тканей от поражения, но это не единственная его функция. О его пользе, особенно для здоровья пожилых людей, заговорили только во второй половине XX века.

Таурин – одна из самых распространенных аминокислот, она не считается незаменимой, так как в небольших количествах его вырабатывает поджелудочная железа. Другая часть попадает в организм вместе с пищей — таурин содержится в белковых продуктах. В растениях таурина нет, исключение – водоросли, особенно красные. В России такие водоросли есть в Белом, Баренцевом и немного – в Черном море. Из них добывают агар-агар и каррагинан для пищевой промышленности. Таурин аккумулируется в разных органах. Больше всего его содержится в желчи, сердце, печени, крови и сетчатке.

Международная группа  ученых из Института исследования старения Бака в Калифорнии, Колумбийского университета в Нью-Йорке, Исследовательского института рака в Австралии недавно завершили десятилетний цикл  исследований, целью которых было выяснить, как таурин влияет на продолжительность и качество жизни. О его результатах в июне 2023 года рассказал журнал Science. Сначала они изучили уровни таурина в крови людей и обнаружили, что содержание таурина существенно снижается с возрастом. У 60-летних людей он составлял лишь около 1/3 от уровня  у пятилетних детей.

В другом исследовании изучалась взаимосвязь между уровнями таурина и 50 параметрами здоровья у 12 000 европейцев в возрасте 60+. Оказалось, что люди с более высоким уровнем таурина были более здоровыми, у них был ниже уровень воспаления и реже диагностировали диабет и гипертонию.

Далее провели исследования на мышках. Исследователи взяли 250 мышей 14-месячного возраста (что в пересчёте на человеческий возраст соответствует 45 годам) и давали части таурин, части плацебо. В конце испытания обнаружилось, что таурин увеличил среднюю продолжительность жизни на 12% у самок и на 10% у самцов. Подопытные жили на три-четыре месяца дольше, что эквивалентно примерно семи-восьми человеческим годам. Кроме того, удалось определить, что двухлетние мыши (возраст эквивалентен 60 человеческим годам), которые получали таурин в течение года, по сравнению со своими сородичами из контрольной группы, были здоровее практически по всем показателям. Они были стройнее, у них были крепче кости, больше мышечная масса, сильнее иммунитет и меньше резистентность к инсулину.

Казалось бы, стоит ли обращать внимание на эти результаты, наверное, лучше дождаться испытаний на людях. Однако ученые утверждают, что результаты мышиных экспериментов вполне можно перенести на людей. Ведь наши геномы совпадают на 80%. К тому же, мышки живут не больше трех лет, поэтому за относительно короткий период времени можно наблюдать за здоровьем и продолжительностью жизни сразу нескольких поколений.

Впереди планеты всей

Японские специалисты под руководством Yukio Yamori из Женского университета Мукогава исследовали население 25 стран, чтобы выяснить, как потребление таурина с пищей  влияет на сердечно-сосудистые заболевания и ожидаемую продолжительность жизни. Выяснилось, что по уровню потребления таурина лидирует Япония — страна, в которой едят много водорослей, рыбы и морепродуктов. Она же занимает первое место в мире по ожидаемой продолжительности жизни.  А смертность от ишемической болезни сердца там в 9 раз ниже, чем в России

«В течение последних лет ученые пытались найти способы не только продлить жизнь, но и сделать старость по возможности здоровой», — говорит руководитель исследования доцент Колумбийского университета Виджай Ядав,  – «мы выяснили, что таурин на клеточном уровне улучшает многие функции, которые обычно снижаются с возрастом: уменьшает количество «клеток-зомби» (старых клеток, которые перестают делиться, но не умирают, а задерживаются в организме и выделяют повышающие воспаление вещества), увеличивает количество стволовых клеток, уменьшает повреждение ДНК и улучшает способность клеток усваивать питательные вещества».

Уже сегодня можно сделать выводы о том, что таурин:

*Участвует в транспортировке питательных элементов, например, кальция, калия, натрия и магния;

*Защищает миокард, помогает легче переносить физические нагрузки больным с сердечной недостаточностью;

*Нормализует уровень холестерина и сахара в крови;

*Повышает чувствительность к инсулину;

*Препятствует образованию тромбов, делает сосуды эластичными;

*Нормализует давление;

*Предотвращает дистрофию роговицы глаза и развитие катаракты– выпускают даже глазные капли с таурином;

*Препятствует развитию саркопении, то есть потере мышц  ;

*Позволяет легче переносить стрессы;

*Делает кости прочными, защищает от переломов;

*Повышает работоспособность;

*Защищает клетки от повреждения свободными радикалами;

Таурин хорошо известен спортсменам, по спортивным БАДам и напиткам.

Ведь он помогает доставлять глюкозу к мышцам, ускоряя выведение молочной кислоты, которая образуется в процессе физических нагрузок. Именно ее переизбыток приводит к боли в мышцах и усталости. Поэтому таурин помогает увеличить продолжительность тренировок, количество повторений и подходов.

Интересно, что физическая активность  может влиять на уровень таурина. В одном из экспериментов в ходе того же исследования Колумбийского университета приняли участие как спортсмены, так и люди, ведущие сидячий образ жизни. Уровень таурина измерили до и после тренировки (велосипед, бег). Оказалось, что в обеих группах уровень таурина после тренировки значительно повысился!

Несмотря на то, что таурин вырабатывается в организме (примерно 125 мг, при том, что потребность в нем – от 500 до 3000 мг), важно, чтобы он поступал к нам и с пищей.

В каких же продуктах содержится таурин?

Больше всего его – в  водорослях, морепродуктах, рыбе (не только морской, но даже и некоторой речной) и мясе. Обратите внимание, что  в птице таурина больше в нелюбимом  диетологами темном мясе:

• Водоросли нори (разновидность красных водорослей) – 1300 мг. Их можно добавлять в любые блюда в азиатском стиле. Порошком из нори можно заменить соль;

• Морской гребешок – > 800 мг;

• Курица: 169 мг в бедре, 18 мг в грудке;

• Свинина – 50-60 мг;

• Баранина – 45 мг;

• Говядина – 36-40 мг.

Примечание: из расчета на 100 г, данные предоставлены учеными из Университета Тромсе (Норвегия)

Выводы «Здоровья»

В продаже имеется множество БАДов с таурином, но лучше все же получать его с пищей – так выше биодоступность. Морепродукты уже не относятся к деликатесам, их можно купить повсеместно и относительно недорого. К тому же, таурин в БАДах повышает кислотность желудочного сока (его даже специально назначают при гипоацидном гастрите) и при передозировке может привести к диарее. И не увлекайтесь энергетиками с таурином – в них много кофеина и сахара!

сайт журнала "Здоровье"

Рубрика: Здоровье

Статьи по рубрике : Здоровье

Ты то, что ты ешь

Какой цвет лучше? Цветная капуста

Соки из цитрусовых

Нужно ли завтракать?

Правильные жиры

Анна Котова эксклюзивное интервью

Семь плюсов кофе

Нос: инструкция по использованию

Что скрывают коварные стоматологи?

Лечить зубы,чтобы сохранить молодость и красоту

Что такое светодиодные лампы?

Горячий прием: шпинат